понедельник, 26 мая 2014 г.

ОГЭ 3. Выразительные средства лексики и фразеологии.Анализ средств выразительности.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

 Подготовка   В задании 3 будут    
Гипербола
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
Шаровары шириной в Чёрное море (Н.В. Гоголь)
 Наметали стог выше тучи.
Вино лилось рекой.
 (Крылов).
Метафора, развёрнутая метафора
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
                                      (С. Есенин)
На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И четки мудрости златой (Пушкин)
И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию  в крови. (К. Батюшков)
Во мне кипит злость.
Олицетворение
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
                                                        (Ф. Тютчев.)
Сырое утро ежилось и дрыхло»
                                             (Б. Пастернак) «Оскорбительно намекая на тяжесть Виктории Артуровны, этот лифт часто бастовал»                (В. Набоков)
Эпитет
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства
Отговорила роща
золотая
Берёзовым весёлым языком.
Слепая любовь, туманная луна.

Сравнение    
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением, сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
                                           (Н. Некрасов.)
Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе.
(В. Пастернак).
Фразеологизмы   
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.
Кривить душой — лицемерить,
бить баклуши — бездельничать,
на скорую руку — быстро.


Дополнительно
3.Фразеология: http://zelena685.blogspot.ru/2013/11/blog-post_9.html                                              
 Видео, презентации:

2.«Выразительные средства языка.» http://www.myshared.ru/slide/802309/

«Фразеология» http://www.youtube.com/watch?v=IGujie3amjo
Тесты
1. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана платок, встряхнул им, и из платка вдруг  выпала большая белая роза.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4)   Сквозь дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

2.   Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того были неблестящими, стала проигрывать.
2) Мы ходили по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.
3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.
4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.

3. В каком предложении средством выразительности речи является метафора?
1)  Горе людское собралось сюда и слушает мою песню.
2)  Очень мне жаль, что ни с улыбкой, ни без улыбки не провожала меня мать.
3)  Вот так штука!
4)  Рюрик, по-моему, человек неистребимый.

4.   Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.
1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.
2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.
3) Тишину нарушали колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.
4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.

5. Укажите, каким средством художественной выразительности является сочетание слов «планета по-своему реагирует» в предложении     № 12: «Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человечества?»
1. сравнение.   2. олицетворение.    3. синекдоха.   4. метафора.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.
1)   У Татьяны Львовны заболел внук,  а сегодня для библиотеки привезут дрова.
2)   Она просто смотрела на нас как на взрослых,  и улыбка  проступала на лице.
3)  На двери висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные с машины как попало.
4)  А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)   Вода тёплая, точно подогретая.
2)   Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
3)   Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
4)   Всё небо усеяно плевками зениток.

8.Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.
1) Студент ушёл огорчённый.
2) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
3) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его, в чем тайна его музыкального гения.
4) Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги.

9. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в
предложениях 10 – 13:
– Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник», – говорю я.
Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку – Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, я обязательно прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:
- Через тысячу лет я тебя призываю: иди!
1) эпитет  2) неологизм  3) фразеологизм   4) слова разговорного стиля

10. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в
предложениях 1 – 4: Как-то я возвращался из школы. Ягоды колхозного винограда призывно поглядывали на меня сквозь листву деревьев, но я терпел.
Сил хватило ненадолго, я повесил сумку на сук, быстро очутился на дереве, на самой верхушке, и принялся за виноград.
– Эй, кто это расхищает колхозное добро?! – раздался вдруг грозный окрик.
1) синонимы  2) олицетворение  3) гипербола  4) слова научного стиля

11. Прочитайте предложения 22—28. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях для того, чтобы акцентировать внимание читателя на внутренней сущности Ленки?
—  (22)Вот именно, — обрадовался Николай Николаевич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!
     (25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.
     — (26)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа прапрадеда.
  1) сравнение  2)  однокоренные слова   3) разговорная лексика     4) антитеза

12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
Ответы: 1-3,  2-1, 3-1, 4-4, 5-3, 6-3, 7-4, 8-2,9-3,10-2, 11-2,12-4
 Онлайн тесты


  
   

1 комментарий: