воскресенье, 3 августа 2014 г.

ОГЭ 2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.

Дополнительно

  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 

                                            Разбор задания


  
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания  2-14. Ответами к заданиям являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2                                        Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста. Анализ текста.

     Любое  произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»:
   1) система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения;
   2) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.)
Все это держит текст и не дает ему рассыпаться на отдельные эпизоды, описания и рассуждения, т.е. держатся на  идее, главной мысле.
  Существует еще и подтекстовая информация, или просто подтекст
  Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных средств.
      Создать подтекст помогают
 * монтаж - это порядок, в котором выстроены предложения, абзацы и отдельные отрезки текста и который подчинен основному замыслу автора;
   * разрывы, в которых содержится та информация, которую читатель уже имеет (или должен, по мнению автора, иметь).
  Содержание текста становится понятным только тогда, когда любой читатель  может  самостоятельно  заполнить эти смысловые разрывы, когда в его мышлении уже содержится «как бы внутренний  текст», который он самостоятельно дополняет.
   Ни один текст нельзя построить, объясняя каждое слово, ни в одном тексте нельзя сказать всего. Когда мы говорим или пишем, то обязательно предполагаем, что какая-то часть информации нашему адресату известна, и помещаем ее в разрывы.
  
  Связность текста - категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т.д. Она строится на основе лексико-грамматических возможностей языка.

Актуальное членение предложения

 Тема (Т) - данная, исходная информация.
 Рема - (Р) - новое в речевой ситуации, то, ради чего создается предложение.
Движение от темы к реме определяется свойством человеческого мышления идти от известного к неизвестному. Такое движение происходит не только на уровне предложения, но и на уровне текста: мы постепенно вводим новую информацию в каждое последующее предложение, в то же время сохраняя в нем нечто данное, уже известное. Это движение информации внутри текста называется тематической прогрессией.
   Пушкин - великий русский писатель. Он преобразовал наш язык и развил литературу. Изящная словесность благодаря ему стала не просто фактом культуры, а фактом жизни всего народа.

Цепная связь предложений  - определенный вид тематической прогрессии, реализующийся в цепной связи  между предложениями  данного текста (великий русский писатель заменено личным местоимением он).
   Пушкин - великий русский писатель. Он преобразовал наш язык. Он развил и обогатил  литературу. Он стал первым истинно национальным поэтом, сумевшим выразить дух русского народа.

  Ключевые слова - это такие слова, которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста и сжато представляют  текст.
   Ключевые, опорные, слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку. Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста. Они помогают более точно определить тему текста.
   Общее задание - четко определить смысл фрагмента текста.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос.

«Почему мать поссорилась с дочерью

     1. Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления праздничного стола,  а дочь это не оценила.
2. Матери не нравится, как одевается Оксана.
3. Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.
4. Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.

       Ответ: _________________________
                                                           Текст

(1)     По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, — именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь — как праздник. 


(По В.С. Токаревой)*Виктория Самойловна Токарева (родилась в 1937 году) — русский прозаик и
сценарист.   


                                                                                                                                                                                         № 
1.Речь бывает:
А) устной;
Б)  энциклопедической;
В) буквенной;
Г) диалогической.
2. Что не является признаком текста?
А) смысловая цельность;
Б) относительная законченность;
В) тематическое и композиционное единство его частей;
Г) автономность предложений.
3.Речь, при которой один человек говорит, а все остальные слушают, называется:
А) устной;
Б) письменной;
В) монологической;
Г) разговорной.                                                                                              1.А  2.Г  3.В       

Онлайн тесты                                                                                                                                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий