воскресенье, 3 августа 2014 г.

ОГЭ 2. Значение слова. Прямое и переносное значение

Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.

Дополнительно

  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 

                                  Подробнее



              

Лексика - это совокупность всех слов языка или его словарный состав.
Лексикология - это наука о лексическом составе языка.
Разделы лексикологии:
            значение                                                        отношения между словами
слова (семантика - это наука,                                       (синонимы, антонимы)
       которая занимается
рассмотрением значения слова,
 а также изменениями в значении слов)

происхождение                 сфера употребления                  экспрессивность
  слов (этимология)         слов (принадлежность его к
                                          функциональным стилям,
       диалекты, принадлежность к активному или пассивному запасу лексики).


     Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет и в наи­меньшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении.
   Переносное значение слова — это его вторичное значение,  которое возникло на основе прямого. Например: детские игрушки (прям.)- быть игрушкой в чьих-нибудь руках (перен.)
  Сущность многозначности заключается в том, что какое-то название предмета, явления переходит, переносится также на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов, явлений. В зависимости от того, на основании какого признака совершается перенос названия» различаются три основных вида переносного значения: 1) метафора; 2) метонимия; 3) синекдоха ( см. терминал.словарь).
Определить, в каком значении употреблено слово, можно только в контексте.  
1) Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё (М. Лермонтов).
2) В Таракановке, как в самом глухом медвежьем углу, не было места тайнам (Д. Мамин- Сибиряк)
* Смежный — находящийся непосредственно рядом, имеющий общую границу.
В первом предложении слово угол употреблено в прямом значении: «место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-либо». А в устойчивых сочетаниях «в глухом углу», «медвежий угол» значение слова будет переносным: в глухом углу — в отдалённой местности, медве­жий угол — глухое место.
 В толковых словарях прямое значение слова даётся пер­вым, а переносные значения идут под номерами 2, 3, 4, 5. Значение, зафиксированное в качестве переносного недав­но, идёт с пометой «перен,», например:
Деревянный, -ая, -ое. 1. Сделанный из дерева, 2. перен. Неподвижный, маловыразительный. Деревянное выражение лица. О Деревянное масло - дешёвый сорт оливкового масла.
Источник: http://www.lingvotech.com/priamoeperenosnoeznachenieslova
                  видео http://www.youtube.com/watch?v=uhA0J8-VozU
 Тест:

1. (1)О том, что представляют собой знаки древнеегипетского письма, учёные не
знали до первой трети девятнадцатого века. (2)Догадку о природе египетских
иероглифов впервые выдвинул французский исследователь Жан Франсуа
Шампольон. (3)Идея пришла в голову Шампольону при попытке расшифровать
египетскую надпись на знаменитом Розеттском камне.
(4)Казалось бы, сделать это было не так уж трудно. (5)Ведь надпись была тут же,
на камне, дублирована древними резчиками на греческом языке, который прекрасно
известен учёным. (6)Но на деле загадка оказалась значительно сложнее.
(7)В 14 строчках иероглифического текста повторялось в разных комбинациях 166
различных знаков! (8)Ни в одном языке мира не наберётся так много букв. (9)Тогда,
может быть, каждый знак передает не звук, а целое слово, состоящее из нескольких
букв, как, например, у нас знак № означает слово "номер"? (10)Такие смысловые
знаки называют идеограммами. (11)Но в 14 строчках, судя по параллельному
греческому переводу, слов должно было быть не более 500. (12) Шампольон же
насчитал в надписи 1419 иероглифов, причём каждый из 166 знаков повторялся по
нескольку раз. (13)Чем же можно объяснить эти противоречия?
(14)После долгих, мучительных колебаний исследователь пришёл к оригинальной
догадке, блестяще подтвердившейся впоследствии. (15)Он предположил, что древние
египтяне употребляли идеограммы, смысловые знаки-слова, вперемежку с
буквенными знаками, которые обозначали звуки.

  Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?

А) Древнеегипетское письмо представляет собой совокупность смысловых
знаков – идеограмм и букв, обозначающих звуки.
Б) На знаменитом Розеттском камне одно и то же содержание передано
надписями на двух языках: древнегреческом и древнеегипетском.
В) Французский учёный Жан Франсуа Шампольон первым расшифровал
надпись на Розеттском камне.
Г) О том, что в древнеегипетском письме используется сочетание идеограмм
и букв, впервые догадался француз Ж. Ф. Шампольон.   
                                                                                                                  Ответ  3.Г  
1
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать» (Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта).
 1.пользоваться моментом 2.изобличать 3.принимать 4.понимать

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поднялась» (Приехали мамины родственники, в доме поднялась суетня, так что время удобное).
 1. повысилась 2. возникла 3. встала 4. возродилась.

3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте словосочетание «вечные перья» («Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого.).
1.Эти ручки нельзя сломать. 2. Эти ручки нельзя купить. 3. Эти ручки не нужно макать в чернила. 4. Эти ручки не нужно чинить.

4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «перехватить» (Абхазия — это Аджария? — спросил он как-то рассеянно, потому что теперь сосредоточил внимание на моей руке, держащей документы, чтобы вовремя перехватить мою очередную попытку положить документы на стол).
1. наскоро съесть  2. взять на короткое время  3. схватить рукой  4. остановить, задержать

5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «экономия» (Поёживаясь от холода, Петя медленно обошел экономию, прощаясь со всеми местами и местечками, где он так славно провел лето).
1.бережливость, расчетливость.
2.сведение расходов к минимуму
3.(устар.) название помещичьего хозяйства
4.(устар.) то же, что экономика. Народное хозяйство страны, его состояние

6. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «острый» (Он говорит, что у меня "острый практический ум").
1.актуальный  2.проницательный  3.резкий  4.хорошо режущий или колющий

7. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «низкий» (Низкий, подлый и коварный донос).
1. ничтожный  2.незначительный 3. обыденный 4. бесчестный

8.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «замкнутый» (Мне совестно вспомнить, сколько я делал мальчишески неумелых попыток проникнуть в этот замкнутый круг, привлечь внимание Бориса Житкова какой-нибудь отчаянной выходкой.).
1.запертый 2.необщительный 3.обособленный 4.нелюдимый

9. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «не пожалеешь» (Ладно, — примирительно сказал  Лева. — Не пожалеешь. Благодарить будешь! Знаешь, какая это школа?).
1.не посочувствуешь 2.не раскаешься 3.не пощадишь 4.не поскупишься

10. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «захудалый» (Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города, но и этого не произошло).
1.обедневший 2.плохой, незначительный 3.невежественный 4.неблагодарный

11. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «затмит» (Во всех газетах появится Васин портрет с зайцем, директор гимназии объявит ему перед всем классом благодарность и напишет тёте письмо, что племянник её, Василий Горбачёв, затмит когда-нибудь самого Ломоносова).
1.заслонит 2.превзойдёт 3.закроет 4.перещеголяет
Ответы: 1-4. 2-2. 3-3. 4-4. 5-3. 6-2 .7-4. 8-3. 9-2. 10-2. 11-2.
         2           2. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении: Десять раз
                    нырял Николай в ледяной поток, пока не попал петлею на кран экскаватора.
1.очень холодный                                   2.покрытый льдом
3.безучастный, невозмутимый              4.враждебно холодный

2. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
1.испытывало внутреннюю дрожь        2.испытывало волнение
3.колебалось, дрожало                            4.было охвачено волнением, страхом

3. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Восторг в их души жизнь вдохнула.
1.вобрать в себя воздух                         2.внушить что-либо
3.немного передохнуть                         4.испустить вздох

4. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести.
1.служащий для упора                           2.твердый в осуществлении чего-либо
3.постоянный, неизменный                   4.последовательный

5. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Вот поднялась испуганная стая, свистя крылами, скрылась вдалеке.
1.переменить сидячее положение на стоячее   2.переместиться вверх
3.тронуться, двинуться                                  4.пробудиться к активной деятельности

6. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Часто чувствуешь свое бессилие передать глубинный ход созидания старыми методами.
1.находящийся на большой глубине   2.происходящий в глубине чего-либо
3.находящийся в отдалении                 4.отражающий сущность, основной, главный

7. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
В примерочной не было никакой мебели, кроме трех пустых ящиков с гнилой стружкой.
1.несвежий, затхлый                                2.разрушенный гниением
3.порочный в каком-либо отношении   4.вредный для здоровья

8. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Густая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам.
1.пропитываться краской                        2.красящее вещество
3.тон, цвет в природе                               4.то, что и румянец

9. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Им овладел легкий припадок гуманизма: увидав на окне в клетке чижа и коноплянку, он лирически заговорил о том, что ему всегда жалко видеть птиц в клетках.
1.идейное течение эпохи Возрождения      2.мягкое, доброе отношение к кому-либо
3.уважение к человеческому достоинству  4.борьба за человечность общественных отношений

10. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
В реке начали брать шилишперы, серебряные и сильные рыбы.
1.хватать крючок с наживкой            2.захватывать каким-нибудь орудием что-то
3.уносить, увозить с собой                4.овладеть кем-нибудь либо чем-нибудь

11. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Немало птиц в душе моей гнездится, но аист всех мне ближе и милей.
1.свойство характера                          2.вдохновитель чего-либо
3.главное лицо в деле, в обществе    4.внутренний мир человека
 Ответы: 1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-2, 6-4, 7-2, 8-3,9-2, 10-1, 11-4

3      3. 1    Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вспыхнул» 
(Он вспыхнул, сделал шаг вперёд).
1) погорячился
2) расстроился
3) покраснел
4) заплакал
2  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «явно» (Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу).
1) сильно
2) открыто
3) определённо
4) ясно
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «чудо» (И тогда я чувствую, что сейчас, сейчас произойдёт чудо и в моих ушах зазвучат строчки новых стихов).
1) нечто нетрадиционное
2) нечто нелогичное
3) что-то не поддающееся объяснению
4) что-то связанное с фантастикой
4 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «лихость» (Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности).
1) скорость
2) война
3) шутка
4) удаль
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свободно» (Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир).
1) бесцеремонно
2) беспрепятственно
3) непринуждённо
4) не скрывая
6  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сгребла» (Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой).
1) собрать в одно место
2) сбросить
3) схватить что-либо
4) обнять
7  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «картина» (Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь).
1) изображение
2) вид
3) портрет
4) полотно
8. Какое значение имеет слово «драматичный» в прочитанном тексте (Свидание в Михайловском – это вообще один из самых драматичных моментов в жизни товарищей по Лицею)?
1)  невесёлый, грустный
2) напряженный, тяжёлый
3) напыщенный, торжественный
4) второстепенный, незначительный
9. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «гнушаются» (У одних машины, у других — от получки до получки, одни ничем не гнушаются, другие всю жизнь в трамвае стоят, потому что стесняются сидеть).
1) пренебрегают
2) считают достойным
3) принимают во внимание
4) заботятся
10. Укажите, в каком   значении   употребляется в тексте слово «надсадно» (Бесчисленные лягушки надсадно кричали над рекой).
1) напряжённо, очень громко
2) обидно, незаслуженно
3) требовательно
4) заливисто
11.   Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бушевало» (Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!)
1) выплёскивалось
2) свирепствовало
3) рвалось
4) бурлило
12 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «новенькое» (Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли).
1) небывалое
2) молодое
3) незнакомое
4) изменившееся
13  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «подтянулась» (И мама показала, как стоят балерины: подтянулась, даже, кажется, выше стала, и одну ступню вплотную приставила к другой, ровно посредине).
1) стала легче
2) выпрямилась
3) стала дисциплинированнее
4) окрепла
14. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «(в) яви» (Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось?)
1) вначале
2) в реальности
3) по случайности
4) открыто
 Прислала Лебедева Н. Г.,
учитель русского языка и литературы МКОУ "Усть-Уйская
средняя общеобразовательная школа"
Целинного района Курганской области
 Ответы.1-3, 2-3, 3-3,4-4, 5-2, 6-1, 7-2, 8-2, 9-1, 10-1, 11-4, 12-2, 13-2, 14-2

Онлайн тесты  


Комментариев нет:

Отправить комментарий