понедельник, 4 августа 2014 г.

ОГЭ. 8 .Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.

Дополнительно

  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 

                                            Разбор задания





  Подлежащее - главный член предложения, который обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? или что?
  Подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев именем существительным или местоимением в Им.п.
  Подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:

- слово с количественным значением + имя сущ. в Род.п.
                    На съезд прибыло около двухсот делегатов.
- слово в Им.п. + предлог из + слово в Род.п. 
                  Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес.
- слово в Им.п. + предлог С + слово в Тв. п. (если сказуемое стоит во мн. числе).  
                Сестра с братом учатся в разных школах.

Сказуемое – главный член предложения, который зависит от подлежащего и отвечает на вопросы: что делает  предмет? каков  предмет? что с ним присходит?
 Сказуемые бывают простыми  и составными.
Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено:
1) глаголом в форме изъявительного наклонения,
    условного: + БЫ
    повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ)
2) инфинитивом
3) устойчивым сочетанием (в т.ч. фразеологизмом).

Составное глагольное сказуемое (СГС)
СГС 1   =     вспомогательный глагол   +   инфинитив
  со значением
1) начала, конца, продолжения    действияОн начал кашлять.
2) желательности, необходимости,   возможности    действияНадо учиться языку.
3) эмоциональной оценки  действия    В знойный день хорошо прогуливаться.
СГС 2  =  краткое прилаг.   +  инфинитив   Она рада его видеть.

Составное именное сказуемое (СИС):
СИС   =     глагол-связка    +                                            именная часть
1) быть, являться, казаться,                    имя сущ., имя прилаг., имя числит., местоимение
      становиться,                стать,    выглядеть                                                                  наречие.причастие                          сделаться,  оставаться,                                               
                  
2) со значением   движения, положения в пространстве
                 Я обязательно буду учителем (быть + имя сущ.).
              На улице становится холодно (становиться + наречие).
Осень пришла дождливая (глагол движения имя прил.).



Способы выражения подлежащего. Источник.

Задания 8 и 11 экзаменационного теста связаны с темой "Главные члены предложения". Посмотрим, как сформулированы эти задания:

Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

Обратите внимание на то, что ответом в задании 8 является слово или несколько слов (в зависимости от состава грамматической основы). То есть здесь нужно выписать в бланк ответов саму основу (т.е. подлежащее и сказуемое)

А в задании 11 ответом будет являться цифра, т.к. вам нужно будет указать толькоколичество основ в указанном предложении.

Но в обоих случаях девятиклассник должен уметь правильно выделять главные члены в предложении.

Материал, помещённый в данной статье, систематизирует информацию по способам выражения подлежащего.

Подлежащее - это главный член предложения, который грамматически связан со сказуемым.

Подлежащее обозначает предмет (это может быть собственно предмет, лицо, явление, событие, отвлечённое понятие и т.д.)

Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и может быть выражено:

1. существительным

Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

2. другой частью речи, выступающей в значении существительного

  • местоимением:  
Я помню чудное мгновенье...
Что-то будто придерживало Извекова.
Все были в сборе.
Это был редкий час затишья.

  • прилагательным:
К ним стали подходить знакомые.
Семейные мои всем довольны.
Слепой приостановился, потом повернул направо.
Большое видится на расстоянии.

  • причастием:
Танцующие теснились и толкали друг друга.
Оставшиеся в доме долго не могли уснуть.
Написанное навсегда останется людям.

  • количественным, собирательным или порядковым числительным:
Десять делится на два.
Бьются двое в клубах пара.
Сто двадцать держали строй.

  • неопределённой формой глагола:
Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.
Работать для науки - это и есть личное счастье.
Достичь совершенства в своей работе - большое счастье.

  • наречием:
Конечно, "сначала" и "потом" очень условны.
Завтра будет лучше, чем сегодня.

  • предлогом:
"В течение" может быть предлогом и существительным.
  • союзом:
Это "если бы", отнесённое им к прошедшему, к невозможному, сбылось.
  • междометием:
Эти все хи-хиха-ха, пенье, трусливые разговоры - мерзость.

3. словосочетанием

И три соседа нехотя встают.
И стоят в почётном карауле четверо молодых людей.
Несколько друзей знали ему цену.
Прошло с тех пор много времени.
Один из домов совершенно не походил на остальные здания.
Каждый из вас получит конкретное задание.
Отец с матерью шли впереди всех.
В детстве брат с сестрой часто ссорились.
Наступило бабье лето.
Железная дорога соединила города.

4. целым предложением

"Береги честь смолоду" - пословица, взятая Пушкиным как эпиграф к "Капитанской дочке".

Источник информации: "Все правила русского языка" под редакцией И.О.Родина, Т.М.Пименовой АСТ "Астрель" Москва 2007

Этот материал вы можете посмотреть и в виде презентации.


Смотрим также презентации: 



                            http://zelena6811.blogspot.ru/2014/08/3_4.html    


Выпишите грамматическую основу предложения
1.          

1.Успев отведать еще теплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился,

ощущая приятную тяжесть в желудке. 
2. И Сергей, не без робости взглянув на нее, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от ее слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки. 
3. Еще отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу. 
4. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение.
5. Мимо меня прошел один из моих друзей.
6.  Мы по очереди помогали ему идти.
7. Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем.
8. В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме.
9. Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.
10. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать!

2.   1.Правда, противоречивость мечтаний и действий была свойственна порой и великим.

 2. Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных.
3. Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали.
4. Сад залило неспокойной водой.
5.И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.
6. Я стал много и увлеченно читать.
7. По дороге на озеро стояло несколько ив.
8. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
9.Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
10. Они были вдвое выше тех.

2.          

1. В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин.

2. У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.
3. Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик.
4. Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка.
5. Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду...
6. В прощании собак было что-то трогательное ...
7  Как сейчас вижу ее чуть согбенную фигуру.
8  Два или три раза Латам, в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ...
9  Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать.
10.  Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили.


1
2
3
1
Он дремался щурился
Противоречивость была свойственна
Шаляпин мог ехать
2
Сергей встал взял начал подметать
Получаешь маршируешь трясёшься наживаешь
Много случаев было
3
Отмечу
Необходимо было переправлять
Старший упирает утверждает
4
Воспитывалось не одно поколение
Залило
Лучи собирались грели
5
Один из друзей прошёл
Берега есть
Килограмм мороженого вертелся
6
Мы помогали
Я стал читать
Было что-то трогательное
7
Отец был мечтателем
Несколько ив стояло
Вижу
8
Автор остаётся верен
Что-то не могло не родиться
Латам давал газ
9
Ветерок заставил
Это случилось
Приносить и исчезать
10
можно было бы позвонить прибежать высказать
Они были выше
Посмеивались рассказывали любили

  Общее задание. Выпишите грамматическую основу предложения.
1 Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.
2. Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.
3. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков.
4. До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит.
5И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и все начинаю понимать.
6. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
7. А вдруг зал будет не полный?
8.В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва.
9. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье.
10. Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться.
11. Чешуйки бывают разные по форме и все они — видоизменённые волоски.
12. С помощью этих инструментов художник и музыкант создают свои произведения.
13. Чтобы бороться с загрязнениями, нужно различать два основных его типа.
14. Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины.
15. Потушили пожар — это хорошо.
16. Разве мы можем обездолить наших далёких потомков!
17. Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, питы и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение.
18.Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном.
19. Мясо этих птиц считается целебным, оно помогает от многих болезней, что явилось причиной почти полного истребления уларов.
20.Кто же сегодня является основным загрязнителем атмосферы в бассейне Байкала?

1. месяц был близок, смотрел
2. болота не имели выхода
3. толпы оборванцев двигаются, мелькают
4. Корней Иванович не дожил, назвал
5. вижу, начинаю понимать
6. он отдал сердце
7. зал будет не полный
8. три льва ходили
9. Андерсен встретился, был в гостях
10. разбойник раскаялся, решил спасаться
11. чешуйки бывают разные, они — волоски
12. художник и музыкант создают
13. бороться, нужно различать
14. изделие стало гладким, шпаклевали
15. потушили, это хорошо
16. мы можем обездолить
17. сохранить, ученые решили составить, существование вызывает опасения
18. египтяне поняли, создания полезны, кошки стали приходить
19. мясо считается целебным, оно помогает, что явилось причиной
20. кто является загрязнителем
                                                                                            

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий