понедельник, 4 августа 2014 г.

ОГЭ 11. Синтаксический анализ сложного предложения.

Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.

Дополнительно


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 

                                            Разбор задания
! в придаточной части СПП в роли подлежащего нередко выступают союзные слова  который (которая, которое, которые), что:
   В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внимания.
    Она ненавидела всё, что было связано с футболом.
! вводные конструкции не являются членами предложения, поэтому не могут быть грамматической основой или входить в её состав.
! обращение не является главным членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим.
приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением;
! дополнение в Вин. п. не является подлежащим
  http://zelena6811.blogspot.ru/2014/08/8_4.html


Способы выражения подлежащегоИсточник.

Задания 8 и 11 экзаменационного теста связаны с темой "Главные члены предложения". Посмотрим, как сформулированы эти задания:

Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

Обратите внимание на то, что ответом в задании 8 является слово или несколько слов (в зависимости от состава грамматической основы). То есть здесь нужно выписать в бланк ответов саму основу (т.е. подлежащее и сказуемое)

А в задании 11 ответом будет являться цифра, т.к. вам нужно будет указать толькоколичество основ в указанном предложении.

Но в обоих случаях девятиклассник должен уметь правильно выделять главные члены в предложении.

Материал, помещённый в данной статье, систематизирует информацию по способам выражения подлежащего.

Подлежащее - это главный член предложения, который грамматически связан со сказуемым.

Подлежащее обозначает предмет (это может быть собственно предмет, лицо, явление, событие, отвлечённое понятие и т.д.)

Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и может быть выражено:

1. существительным

Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

2. другой частью речи, выступающей в значении существительного

  • местоимением:  
Я помню чудное мгновенье...
Что-то будто придерживало Извекова.
Все были в сборе.
Это был редкий час затишья.

  • прилагательным:
К ним стали подходить знакомые.
Семейные мои всем довольны.
Слепой приостановился, потом повернул направо.
Большое видится на расстоянии.

  • причастием:
Танцующие теснились и толкали друг друга.
Оставшиеся в доме долго не могли уснуть.
Написанное навсегда останется людям.

  • количественным, собирательным или порядковым числительным:
Десять делится на два.
Бьются двое в клубах пара.
Сто двадцать держали строй.

  • неопределённой формой глагола:
Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.
Работать для науки - это и есть личное счастье.
Достичь совершенства в своей работе - большое счастье.

  • наречием:
Конечно, "сначала" и "потом" очень условны.
Завтра будет лучше, чем сегодня.

  • предлогом:
"В течение" может быть предлогом и существительным.
  • союзом:
Это "если бы", отнесённое им к прошедшему, к невозможному, сбылось.
  • междометием:
Эти все хи-хиха-ха, пенье, трусливые разговоры - мерзость.

3. словосочетанием

И три соседа нехотя встают.
И стоят в почётном карауле четверо молодых людей.
Несколько друзей знали ему цену.
Прошло с тех пор много времени.
Один из домов совершенно не походил на остальные здания.
Каждый из вас получит конкретное задание.
Отец с матерью шли впереди всех.
В детстве брат с сестрой часто ссорились.
Наступило бабье лето.
Железная дорога соединила города.

4. целым предложением

"Береги честь смолоду" - пословица, взятая Пушкиным как эпиграф к "Капитанской дочке".

Источник информации: "Все правила русского языка" под редакцией И.О.Родина, Т.М.Пименовой АСТ "Астрель" Москва 2007

Этот материал вы можете посмотреть и в виде презентации.

Смотрим также презентации: 

Общее задание. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

1.      1. Понимал он и ненавидящий взгляд комбата, сверливший немца, хотя у самого Сашки
      ненависть к фашистам почему-то не переносилась на этого вот пленного...

2 Немец всю дорогу слюну глотал часто, и дёргался у него кадык, и у Сашки тоже в горле комок давит, дышать мешает.

3  Сашка посмотрел на попутчика: вид у того странный, глаза чудные, и улыбка с лица не сходит.

4. Поезд уже замедлял ход перед Останкиным, и Сашка слез с полки, угостил рабочего табачком напоследок и, наскоро попрощавшись, двинулся к выходу.

5. Мальчишки разглядывали этикетку, на которой вокруг улыбающегося земного шара мчался спутник.

6.Что-то шевельнулось в душе, когда я вдруг увидел раздвоенную мордочку в бесформенном комке глины.

7. Представляешь, в конце узкой улицы, которую освещает луна, движется какой-то огонь.

8. Снова и снова она показывала, как произносятся французские звуки, но все было впустую.

9. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую.

10. Жить же нужно интуитивно «по велению совести», не задумываясь находить всегда правильные решения, не заглядывая в книжки.

Общее задание. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

2.     1 Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах.
2. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве.

3.И ведет этот танец так, точно падения и не было.

4. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна.

5.Поэтому Дара не столько мой собеседник, сколько «сомолчатель», она собака умная, спокойная, тактичная.

6. Он сидит в инвалидном кресле, нашаривает монету рукой, пропихивает ее в щель автомата, и в короткое мгновение, пока синева переливается лиловым и багряным огнем, женщина-поводырь торопливо шепчет ему на ухо.

7.И он подумал, что если Кеша Казарин отвесит ему шелобан, то это будет смешно.

8.Он показал на ведро: за водой, мол, иди.

9.Тот, кто не растёт, умирает! – таков закон жизни.

10.Я прыгнул на глинистый берег и побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие.

Общее задание. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

  1.  Так называется созвездие, оно находится как раз над экватором…

2  Рыбак неловко прокашлялся, подумал, вскочил, двинулся по вагону, заглядывая к ребятам в посуду.

3. Постепенно голос его креп, старик вставал и, отмахнув корявые руки назад, как бы приглашал поглядеть на это прошлое…

4. Наконец, не в силах более сдерживаться, он с волнением, осторожно, как реликвию, обеими руками приподнимает ее, машинально переворачивает и на тыльной стороне донышка видит бледно-голубую фабричную марку:

5. Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой.

6. Тут купол снесло тяжелым снарядом или бомбой с самолета, а тут крышу всю начисто побило осколками, сухого места даже в алтаре не найдешь.

7. В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы — Путиловский, Обуховский и Ижорский, как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах.

8. Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек.

9. Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

10.Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться.


1
2
3
1
2
2
2
2
2
2
1
3
4
2
2
4
2
2
1
5
2
3
3
6
2
3
3
7
3
3
2
8
3
2
3
9
2
1
3
10
1
2
2










Общее задание. Укажите количество грамматических основ в предложении.
                             Ответ запишите цифрой.

1.   1. В фонаре вспыхнула и сразу же погасла паутина, и ровный язычок пламени, почти незаметный здесь, на улице, потянулся вверх и стал гореть спокойно, как в комнате. (В.Беляев)

2.  Трамвайные рельсы были проложены по дамбе, соединявшей Волгу и город, пассажиры, входя в вагон, с грохотом откидывали тяжёлые спинки кресел — трамвай на конечной станции не делал круг, как в Петербурге, а ходил только по прямой, туда и назад. (В.Каверин).

3 Разнеженная теплом кошка дремала возле постреливающей печи, спокойно вытянувшись, мурлыкая. (Ю.Бондарев)

4.  На переходе Алексей Холмогоров утомился, но, несмотря на это, улегшись на нарты, он еще долго не спал.(Е.Коковин)

5. Чтобы не заснуть, Генка вертелся на стуле, Игорь хлопал глазами, а Сева встряхивал головой, которая поминутно падала на грудь. (А.Рыбаков)

6. В первой половине дня Сенька кое-как еще держал себя в руках, но когда после небольшого перерыва самолеты стали заходить не только со стороны солнца, а сразу со всех четырех сторон, он почувствовал, что больше не может. (В.Некрасов)

7. Здесь пахнет сильно болотной травой, вода кажется чёрной, как чернила, и кипит под веслом. (А.Куприн)

8. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь. (К.Паустовский)

9. Ночью осторожно и старательно пели в парке соловьи, входила в открытые окна спальни свежесть воздуха, росы и политых на клумбам цветов, холодило постельное белье голландского полотна. (И.Бунин)

10.Зная, чем можно досадить директору, Сашка Бобырь здорово наловчился ловить больших зеленых мух, которые залетали иногда к нам в класс и, стукаясь о стекла, жужжали, как шмели. (В.Беляев)

Общее задание. Укажите количество грамматических основ в предложении.
                             Ответ запишите цифрой.

2.      1.  Парта стояла у окна, и никто раньше Саньки Коншакова не мог уследить, как к деревне подкрадывалась весна, как на пригорках проступали рыжие проталины, темнел снег в поле, вздувалась в овраге река. (Мусатов А.)

2. Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, он еще сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет. (Пришвин М.)

3. Танечка сходила за зонтиком, и молодые люди спустились к дороге, пересекли ее и пошли по густой, прохладной аллее к морю.(Станюкович К.)

4.На исходе ночи ветер переменился, подул с запада тягуче и влажно, снег оседал и, подтаивая, темнел. (Рудов В.)

5. Скамейки вдоль аллей были сломаны, большая гипсовая ваза на клумбе разбита, пруд затянулся ядовито-зеленой тиной. (Рыбаков А.)

6. На кавказском побережье стояла ранняя весна, но в море ее сейчас не чувствовалось: солнце, опускавшееся к горизонту, уже не согревало воздуха, отчего встречный ветерок был почти холодным. (Соболев Л.)

7. Местность постепенно повышалась, грунт становился суше, каменистее, ручей обозначился резче. (Рыбаков А.)

8. Не зная, что делать, Миша растерянно оглянулся. (Матвеев Г.)


9. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос...(Паустовский К.)

10. Известно, что в пустынных и глухих лесах далекого Севера медведи встают из берлог еще по снегу. (Соколов-Микитов И.)

Общее задание. Укажите количество грамматических основ в предложении.
                             Ответ запишите цифрой.

3.   1. Тётя Галя вздохнула, хотела что-то ещё сказать про Колюшку, но решила, видно, не огорчать меня печальными рассказами. (Крапивин В.)

2. Солнце переливалось через крышу, заставляло жмуриться, длинные тени пересекали помятую машинами дорогу, грачи блуждали между тенями, в полосах солнечного света. (Тендряков В.)

3. Бумага, которая закрывала щель в стекле, оторвалась, от окна дуло. (Крапивин В.)

4. Пурга прекратилась, сразу же посветлело, горизонт впереди очистился, а море стало тёмно-синим, искраплённым ярко-белыми язычками барашков. (Князев Л.)

5. Ярко светит солнце, шумит прибой, волны лижут приморский пляж, разукрашенный раковинами и лентами зеленоватых водорослей. (Болдырев В.)

6. Неприютный октябрь рвал с деревьев листву, лес раздвинулся, посветлел, редко звучали птичьи голоса, лишь по утрам в бору пинькали синицы, ворчливо трещали сороки да противно орали сойки. (Рудов В.)

7. Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи; из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника. (Вересаев В.)

8. Я стоял на поляне, снега на которой почти не было.(Коваль Ю.)
9. С трудом скрывая волнение, Борис Жигуленков чётко повторил полученную боевую задачу и побежал к своему самолету. (Землянский Д.)
10. Массивное здание вздрагивало от разрывов, чернильницы подскакивали и плескали, люстра под потолком начинала раскачиваться, а старый кассир сидел за своим столом над раскрытой приходо-расходной книгой, уставив рассеянный взгляд в распахнутое окно, на площадь, обезлюдевшую, точно перед грозой. (Полевой Б.)


1
2
3
1
2
6
1
2
3
3
3
3
1
2
3
4
2
2
4
5
5
3
3
6
4
4
6
7
2
3
3
8
3
2
2
9
3
4
1
10
3
2
4










Комментариев нет:

Отправить комментарий