ОГЭ 1 . Изложение.

Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.

Дополнительно

  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 


                                            Разбор задания


ОГЭ. Вариант 1     Видеоконсультации.  Скачать варианты. ОГЭ 2015
Время проведения экзамена – 3 часа 55 минут. 
Экзамен будет проходить 2.06.15( вторник)
Разрешенные материалы – орфографический словарь.
Минимальный балл (соответствует тройке) — 15.
Максимальный балл – 39Количество заданий – 15. 
Варианты 1 2  3 4 5 6 7 8  9  10  11  13  14  15  16  17 18 
                   Памятка  Приемы сжатия.  Микротемы

  Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что необходимо уметь  выделять главную и другие важные мысли, уметь отвлекаться от несущественной информации.
   
   Задача сжатого изложения –
*кратко, в обобщенной форме передать содержание текста,
*отобрать существенную информацию,
*исключить подробности,
*найти речевые средства обобщения. 
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
- внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание;
- определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?);
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;
- запомните последовательность событий, рассуждений;
- определите количество абзацев, ключевые слова;
- составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения:
- разделите текст на смысловые части:
       начинайте работу по компрессии текста;
         помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию,        обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим;
       сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания;
- напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст;
- следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений;
- напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Советы по ведению записей:
 *фиксируем ключевые слова,
 *пишем с пробелами между строк, чтобы была возможность что-то добавить при втором чтении,
 *показываем подчеркиванием границы микротем.
  Нужно записать изложение как можно больше, есть небольшая "хитринка": записывайте текст во время его чтения простым карандашом. 

Приемы сжатия текста

  Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Приемам компрессии (сжатия) текста
 

               исключение        обобщение или объединение       замена


Исключение
 вводных слов; однородных членов предложения;  повторов; однотипных примеров;  риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;  пояснений;  рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
- выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;
- объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 
  Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
  Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства.
Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во всем (5 слов)

Обобщение или объединение
 *ряда предложений, связанных одной мыслью;
 *частей предложений;
 *конкретных, единичных фактов, событий, явлений
При объединении необходимо
- найти в тексте мелкие, единичные факты,
- найти в них общее,
- объединить эти факты на основе общего,
- сформулировать получившееся предложение. 

 Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.(30 слов)
  Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Замена
*однородных членов обобщающим словом;
*сложного предложения – простым;
*части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; *прямой речи – косвенной;
*части текста одним предложением;
*части предложения местоимением и т.д. 
При замене необходимо
- найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д;
- сформулировать получившееся предложение.
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.(12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )

                             Сочетание исключения и обобщения (объединения)

   Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
  Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)

Сочетание исключения и замены

   Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)
   Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения

  Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост.   Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)
   Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)

Что нельзя удалять из текста?
       Основные детали, помогающие понять авторскую идею;
       Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Количество слов.
Для изложения – не менее 70.
Критерии оценивания сжатого изложения (см. таблицу № 2 в приложении).
Практикум
Текст №1 «Мир детства

Исходный текст.
Микротемы.
Вступление. 
 Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.
Детская душа одинаково жадно впитывает добро и зло. Плохие и хорошие впечатления запоминаются на всю жизнь. Однако А.С.Пушкин считал лучшей школой жизни всё-таки счастье.

Основная часть.
Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.
Детские впечатления всегда определённы и образны, но каждому запоминается что-то своё.

Заключение.
  Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.
  В детстве больше всего волнуют переходы из одного состояния в другое: картошка на грани сырого и испечённого, последние секунды перед прыжком, миг перед падением в воду – всё это рождает восторг счастья и жизненной полноты.

Количество слов
                     (По В.И.Белову) 184 слова


Тексты с микротемами и аудио http://zelena6811.blogspot.ru/p/blog-page_9424.html   http://www.calameo.com/read/0009779270e4dceb57ed7

  Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что необходимо уметь  выделять главную и другие важные мысли, уметь отвлекаться от несущественной информации.
    Задача сжатого изложения - кратко, в обобщен­ной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подроб­ности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но ос­новные мысли автора, логическая последователь­ность событий, характеры действующих лиц и об­становка должны быть переданы без искажения.
   Текст можно подвергнуть сжатию разной степени, но во вторичном тексте должно быть сохранено основное и существенное из исходного текста.
   
Памятка «Как работать над сжатым изложением»

При первом чтении:

- внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание;
- определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?);
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;
- запомните последовательность событий, рассуждений;
- определите количество абзацев, ключевые слова; 
- составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. 
- пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. 

Как составить план. 
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 
2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план. 
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. 

После второго чтения 

- разделите текст на смысловые части

 (Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим.
    Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания);
-напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст;

- следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений; 

- напишите черновик изложения, внимательно проверьте его. 


   Советы по ведению записей: фиксируем ключевые слова, пишем с пробелами между строк, чтобы была возможность что-то добавить при втором чтении, показываем отчеркиванием границы микротем.
  Нужно записать изложение как можно больше, есть небольшая "хитринка". Записывайте текст во время его чтения простым карандашом.  

Приемы сжатия текста

  Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. 
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся: 

Исключение

 вводных слов; однородных членов предложения;  повторов; однотипных примеров;  риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;  пояснений;  рассуждений; описаний;слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо: 

выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали; 

объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.  

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. 

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) 

избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во во всем (5 слов) 

                                                Обобщение или объединение

 парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений 

При объединении необходимо 

найти в тексте мелкие, единичные факты,

- найти в них общее

объединить эти факты на основе общего, 

сформулировать получившееся предложение.  


  Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.(30 слов)
  Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов) 
Замена
однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.  
  При замене необходимо 
- найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д; 
- сформулировать получившееся предложение. 

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.(12 слов) 

Сказки любят все. (3 слова ) 


Сочетание исключения и обобщения (объединения)

   Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) 
   Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов) 

Сочетание исключения и замены

   Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова) 
  Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов) 

Сочетание замены, исключения и объединения

  Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост.   Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов) 
Что нельзя удалять из текста?
Основные детали, помогающие понять авторскую идею; 


 Дополнительно




Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено.При записи используйте различные способы сокращения, стенографические знаки. Например, 
1. вместо слова «характеризуется» -«хар-ся», «является»-«явл-ся»; 
2. если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П); 
3. используйте стенографические знаки: 
izlozhenie-1

Подготовка к сжатому изложению

Download
Способы сжатия текста
Урок в 8 классе.ppt.pps
Презентация Microsoft Power Point [438.5 KB]
Скачать
Если вы хотите попробовать, чтобы ваши ученики пописали сжатое изложение под аудиозапись, то скачайте эти файлы. Это большие тексты из старого сборника подготоки к подробному изложению.Будем тренироваться, возможно, скоро учителям запретят читать тексты.
Download
Текст и аудиозапись изложения "Языковая картина мира"
Изложение Языковая картина мира.rar
Заархивированные данные [1.8 MB]
Скачать
Download
Аудиозапись "Грубость в языке и грубость в манерах"
Изложение Грубость в языке как и грубост
MP3 аудио файл [2.2 MB]
Скачать
Download
Аудиозапись "Я вспоминал сотни ответов"
Изложение Я вспоминал сотни ответов.mp3
MP3 аудио файл [3.0 MB]
Скачать
Download
Аудиозапись "Человек совершил проступок"
Текст 4 Человек совершил проступок.mp3
MP3 аудио файл [2.4 MB]
Скачать
Download
Аудиозапись "Время меняет людей"
Текст 5 время меняет людей.mp3
MP3 аудио файл [2.6 MB]
Скачать
Download
Аудиозапись "Язык своего рода зеркало"
Язык- своего рода зеркало.mp3
MP3 аудио файл [1.8 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Были ли у человеческого искусства..."
Были ли у человеческого искусства + текс
Заархивированные данные [2.0 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Выбор профессии"
Выбор профессии + текст.rar
Заархивированные данные [2.6 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Домашнее чтение вслух"
Домашнее чтение вслух + текст.rar
Заархивированные данные [1.8 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Как относиться к историческому и культурному прошлому"
Как относиться к историческому и культу
Заархивированные данные [3.2 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Какое изобретение человечества..."
Какое изобретение человечества+ текст.ra
Заархивированные данные [3.8 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Людям нужны не только рациональные идеи...""
Людям нужны не только рациональные идеи+
Заархивированные данные [2.0 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Мы часто говорим..."
Мы часто говорим желаем доброго+ текст
Заархивированные данные [2.2 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Нравственность"
Нравственность + текст.rar
Заархивированные данные [1.4 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Память о Великой Отечественной войне"
Память о Великой Отечественной войне + т
Заархивированные данные [3.5 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Прожить жизнь с достоинством"
Прожить жизнь с достоинством+ текст.rar
Заархивированные данные [2.4 MB]
Скачать
Download
Текст и аудиозапись изложения "Успех в жизни напрямую связан..."
Успех в жизни напрямую связан+ текст.rar
Заархивированные данные [2.4 MB]
Скачать
В помощь родителям. Как самим подготовить ребёнка к изложению

Читайте текст или давайте прослушивать аудиозаписи, но лучше сначала дать просто печатный текст, и пусть ребёнок его перепишет, сжав. Перед этим ему надо рассказать о способах сжатия текста: исключение, обобщение и упрощение, об этом у меня есть презентация.
Итак, сначала сокращаем текст по абзацем (каждый абзац надо сжать, но сохранить важную информацию каждого абзаца). Замечательно, если при этом он применит все три способа сжатия.
Второй этап подготовки - пишем изложение, когда Вы читаете текст. Читать надо медленно и два раза. Вообще-то, если делать это по правилам, то первый раз ребёнок должен прослушать текст, а при втором чтении сделать записи опорных слов или составить план. Но так могут работать только подготовленные и хорошо успевающие дети. Если же навыка нет, то надо записывать при каждом чтении, стремясь как можно больше записать. После этого сокращаем текст на черновике и переписываем.
Третий этап - изложение под аудиозапись. Она читается быстро, в обычном темпе нашей речи. Теперь ребёнок должен учиться или быстро записывать, или воспринимать текст на слух, записывая опорные слова и составляя план.
Думаю, если у Вас есть желание и время, то Вы сами можете помочь ребёнку.
На самом деле, сжатое изложение не такой уж сложный вид работы.
Критерии оценивания: сжать все абзацы, сохранить абзацное членение, не нарушить логику, не сделать фактических ошибок, не сочинить ничего от себя.Материалы для подготовки к сжатому изложению  для прослушивания в режиме online.








  • Изложение 1


    Изложение 2

    Изложение 3


    Изложение 4

    Изложение 5


    Изложение 6



  • Аудиозаписи.  Ссылки для скачивания: 




  • Алгоритм работы над сжатым изложением (презентация Шадриной А.А.)
    20 аудиозаписей текстов для написания сжатого изложения
    6 аудиозаписей текстов для сжатого изложения
    Советы по написанию изложения от Бенделевой Л.М.
    7 текстов для изложения в печатном виде
    Микротемы текстов для сжатого изложения
    Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста (презентация Егораевой Г.Т.)
    Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения (презентация Егораевой Г.Т.)
    Способы сжатия текста
    5 текстов для сжатого изложения с реального экзамена 2013

                                Дополнительно.

    На занятиях будут подбираться по желанию и использоваться материалы со страниц  моих блогов:
                  "Уроки русского языка" и "Авторский блог".
      











  • 3 комментария:

    1. Замечательный материал для подготовки к итоговой аттестации! Спасибо огромное!

      ОтветитьУдалить
    2. Отличный материал. Огромный труд. Спасибо!

      ОтветитьУдалить
    3. И где я "бродила" раньше?! Профессионально, многообразно, доступно! СПАСИБО!

      ОтветитьУдалить