ОГЭ 15-1, 15-2. 15-3

 Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.

Дополнительно

  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 

                                            Разбор задания

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15-1                                       Требования к сочинению

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):
1 абзац - тезис,
2 абзац - толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,
3 абзац - толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
4 абзац - вывод
   Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
   Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
 Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
 Главные требования к сочинению такие:
             необходимо своими словами объяснить смысл высказывания и
             привести 2 примера из прочитанного текста.
   Толкование высказывания можно разместить как в начале сочинения, так и в конце.
   Приводя примеры, нужно не только назвать лингвистическое понятие, но и указать его роль в данном предложении.  "Попробую это доказать" необходимо писать в конце 1 первого абзаца. 
Вступление (введение)
   Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
  При написании вступления можно использовать следующие приемы:
   Небольшое обобщение,  в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна.
  Например:  Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
    Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
Помните, что вступление должно быть небольшим.
Основная часть
 При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
  Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
  *вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
  *союзы: так что, поскольку, так как, если;
  *речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать слова:
  *потому что, поэтому, вот почему;
  * это объясняется тем, что…; это зависит от…;
                это является следствием того, что;
  *например, таким образом, по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
   * речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…;
    попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.
Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
Подведение к вопросу тезисдоказательство тезиса выводы.
   Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.
   Тезис – это то, что доказывается или объясняется.
В основной части обязательно приводятся аргументы.
   Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
  Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:  докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.
  Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.
Подготовка к сочинению

Пособие ОГЭ ( 36 вариантов)  
Подробный разбор заданий ОГЭ,  нажимать на № задания
Изложение. Сочинение 15.1  15.2  15.3  
 Часть 2,  2   3  4  5    7  8  9  10  11  12  13  14 

                              Авторское пособие. 
                   Тренажер.Теория и практика. Разбор заданий по ОГЭ.


Заказать полное издание. Цена: 200 рублей.

ОГЭ. Вариант 1     Видеоконсультации.  Скачать варианты. ОГЭ 2015
Время проведения экзамена – 3 часа 55 минут. 
Экзамен будет проходить 2.06.15( вторник)
Разрешенные материалы – орфографический словарь.
Минимальный балл (соответствует тройке) — 15.
Максимальный балл – 39Количество заданий – 15. 
Варианты 1 2  3 4 5 6 7 8  9  10  11  13  14  15  16  17 18 
Разделы науки о языке 
Языковые явления для аргументации (искать в тексте и тестах)
Фонетика
 Звуки. Ударение. Слог.
Лексикология
Многозначные слова. Синонимы. Антонимы.
Стилистически окрашенные (например, разговорные).
Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. 
Фразеология
Фразеологизмы(закатав рукава, через час по чайной ложке, бить баклуши, тянуть кота за хвост, сесть в калошу и т.п.)
Морфемика
Слова с разным (или одинаковым) морфемным составом.
Словообразование
Слова, образованные разными способами словообразования.
Морфология  
Части речи (самостоятельные, служебные, междометия), указанные в теме-цитате и их роль в тексте.
Грамматика (форма)
Синтаксис
 Словосочетания 
 Однородные члены  Обособленные члены
 Вводные слова   Обращения
 Сложные предложения  Прямая речь. Диалог.

Пунктуация
Изобразительно-выразительные средства (ИВС)
Знаки препинания и правила их постановки
Эпитеты.  Метафоры.  Сравнения.
Олицетворения.  Гиперболы. 
Функции:
-завершают предложение (знаки завершения);
- разделяют части предложения друг от друга (разделительные);
- выделяют части внутри предложения  (выделительные)
Функции:
Делают речь яркой, образной, выразительной

Что такое лексические и грамматические явления?

лексические
грамматические
Универсальные лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы
Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.
Морфема - это наименьшая значимая часть слова.
В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень, приставка, суффикс, окончание.
Лексика активного и пассивного запаса:
общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, эмоционально-экспрессивная лексика
Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи:
 а)самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие;
б) служебные: предлог, союз, частица;
в) междометия (ой, ах и т.д.).
Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, сравнение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);
повествовательные, побудительные, вопросительные предложения; восклицательные и невосклицательные предложения; простые предложения; двусоставные и односоставные предложения;  типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные); неполные предложения; распространённые и нераспространённые предложения; обращения; однородные члены; обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения); уточняющие и поясняющие члены; вставные конструкции; прямая и косвенная речь; диалог; сложносочинённые предложения; сложноподчинённые предложения; бессоюзные предложения.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор.

Синтаксические средства художественной изобразительности: риторические восклицания, вопрос
или  обращение; параллелизм; анафора; эпифора; инверсия; умолчание; многосоюзие; бессоюзие; градация.

Роль лексических явлений в языке  
 Данный материал можно использовать  при аргументации своих  рассуждений.

АНТОНИМЫ:
позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, помогают высказать мысль с большей точностью,  делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:
помогают избежать однообразия изложения,  разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
позволяют всесторонне охарактеризовать образ,  помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки, позволяют тонко и красочно описывать явления, способствуют точности и ясности высказывания, дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить.
                                                                УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
делают речь яркой и убедительной,  служат для передачи торжественности момента,
служат для воссоздания исторической обстановки, используются для создания комического эффекта, иронии; помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
подчёркивают достоверность сказанного, служат названиями реалий прошлых лет.

ДИАЛЕКТИЗМЫ:
помогают передать местный колорит, особенности речи героев.                                  

СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
служат для обозначения предметов, признаков, действий.                                
СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
используется писателями как языковая основа произведения,
употребляется в любых условиях общения,   служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
создаёт стилистическую окраску слова, одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков); используется для словесной характеристики героя.                                                    
                                       ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
КНИЖНЫЕ СЛОВА:
позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности, служат речевой характеристикой персонажей.
ЭПИТЕТЫ:
усиливают выразительность, образность языка произведения;
выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
создают живое представление о предмете;  оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
средство передачи монотонности и однообразия действий,
повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования, средство выражения многократности или длительности действия.

Все темы   http://rmo-ru.ru/articles

 А теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя данный ШАБЛОН:

 Данная реплика принадлежит ____________. Она свидетельствует о том, что _____________________________________________________________________.
___________________________________________________.
Докажу свои рассуждения ______________________________________________.
 Во-первых, _____________________________________________________________
________________________________________________________(предложение ...).
Во-вторых, _____________________________________________________________
___________________________________________________ (предложения ).
Таким   образом,_____________________________________________________________. 

Сочинение на лингвистическую тему в схеме

План сочинения
1. Тезис (2-3 предложения)
2. Основная часть (аргументы)
3. Вывод
О чем писать
1. Сформулировать позицию автора.
(записать цитату, оформив как предложение с прямой речью).
2. Выразить свое отношение к ней.
3. Объяснить, как вы понимаете ее смысл.
Назвать языковое явление.
Объяснить его значение (дать определение).
Привести 2 примера-аргумента из текста.
Указать роль языкового явления  в тексте.
примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и  грамматическое; каждый пример должен соответствовать указанному явлению.
Сказать о том же, о чем шла речь во вступлении, но другими словами.
Клише
      И.И.Иванов пишет: «Вставь цитату из задания».
Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о…. (Или: Я понимаю смысл этого высказывания так: …)
Действительно, (называем языковое понятие) играют важную роль в нашем языке (или строим предложение иначе, исходя из содержания цитаты). (Назовем языковое явление) – это (дать определение, что это такое). 
Обратимся  к тексту (укажем автора текста). 
Например, в предложении №… мы встречам … Это помогает писателю …
   А в предложении № … автор (употребляет, использует)…, которые (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль (укажем фамилию автора цитаты) о том, что …

Речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление  можно на примере …. предложения текста.
Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .
В подтверждение собственных выводов приведу примердемонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … . 

1.
«Роль прилагательных в тексте» (Вид рассуждения – рассуждение-размышление)
Пошаговая инструкциянимательно прочитаем текст.
(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…
(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.
(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета…          (К. Паустовский)   
 «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей
 «Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?» Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.
«Признак предмета - это свойства ( сильный), принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.
 Сделаем для себя вывод и запишем его:
«Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства».
  Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.
Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь или является средством художественной выразительности – это второй тезис. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.

Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.
Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

   От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.
Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.
Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис: «Прилагательное обозначает свойства предмета».
Перейдем к доказательству второго тезиса.

  Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
Наши размышления помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь».                                                            
ИЛИ
  Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
Мы доказали   тезис: «Прилагательные являются средством художественной выразительности».
Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно. 
Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.
2.

 «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»  К.Паустовский
1
Тезис
  Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Переход к основной части
Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
2
Доказательства
1-й пример

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

2-й пример
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
3
Вывод
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

3.

Из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства»( вариант 32).

  Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, которые мы часто употребляем в своей речи, потому что они делают  ее образной и выразительной.
Так, например, в предложении 2 при помощи фразеологизма "пришел в себя" автор говорит о том, что Сева должен был опомниться и успокоиться.
В предложении 15 вместо обыкновенного "усердно" А. Лиханов употребляет знакомое выражение "закатав рукава", что придает тексту эмоциональность.
  Таким образом, верно высказывание: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
4

Л. В. Успенский: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»( вариант 1).

  Предложение состоит из слов. Но не каждый ряд слов можно назвать предложением, потому что предложением называется синтаксическая единица, которая характеризуется наличием грамматической основы и законченностью мысли, своей структурой, помогающей понять смысл высказывания.
  Так, например, в предложении 19 все слова выражают мысль о том, что Игнатий переживает за свою мать, которая беспокоится о его здоровье. Этой же цели подчинено и  строение предложения: перед нами сложноподчиненное с однородными придаточными частями.
   Предложение 41 состоит из нескольких словосочетаний, слова в которых связаны посредством падежной формы, что является признаком грамотно построенного высказывания.
  Таким образом, прав был Л.В. Успенский, который утверждал: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

5

 Н.С. Валгина: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста»( вариант 36).

  Абзац-это средство оформления текста, которое позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел.
  Так, например, предложения 1-4 представляют собой отдельную часть, в которой дается первоначальное описание героя,  то есть мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения.
  В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М.П. Лоскутов объединяет в отдельный абзац предложения 23-31, рассказывающие именно об этом.
Таким образом, права была Н.С. Валгина, которая утверждала: "Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста".


15-2     Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала
текста экзаменационной работы.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: " - Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг!"( вариант 1). 
ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Объясняем смысл заключительных предложений текста.
Данная реплика принадлежит лицейскому другу А.С.Пушкина - Вильгельму. Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста. (43 слова)
Обратите внимание:
1. во вступлении можно процитировать заключительные предложения, но помните, что цитату нужно ещё объяснить;
2. объясняя смысл цитаты, напишите, кому из героев принадлежит репликао чём онасвидетельствует. Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс.
3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).
ШАГ 2. Приводим ДВА АРГУМЕНТА из прочитанного тектса, подтверждающие наши рассуждения. 
Аргумент 1
          Во-первых, на вопрос Пушкина о том, что он 
должен сделать, чтобы искупить свою вину за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо упрёков, неожиданно просит прочесть стихотворение ещё раз (предложение 46). При этом он восхищённо называет творение Пушкина "дивным". (35 слов)
Аргумент 2
          Во-вторых, Вильгельм объясняет критику на 
свой счёт тем, что Пушкин, как никто другой, осознаёт высокий долг поэта и строго судит не только других, но и себя (предложения 51 - 53).(28 слов)
Обратите внимание:
1. оба аргумента должны быть только из прочитанного текста;
2. прочитайте текст ещё раз и отметьте предложения, подтверждающие ваши рассуждения;
3. коротко напишите, о чём говорится в выделенных вами предложениях, не забудьте указать номера этих предложений;
4. каждый аргумент начинаем с красной строки;
5. начать аргументы можно словами во-первых, во-вторых.
ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД
Таким образом, "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза. (16 слов)
Обратите внимание:
1. вывод можно начать с вводных слов таким образомитак  или следовательно;
2. в заключительной части сочинения нужно пояснить, какой смысл вкладывал Вильгельм в слова "добрый друг".
Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3 абзаца! В данной работе получилось 4 абзаца:
1.Объяснение смысла предложений из текста.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод
.                                                     
2.

 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: "Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда"(вариант 5)

                                                                               Сочинение
          Смысл финала текста я понимаю так: девятилетний Тимофей тяжело переживает неожиданное расставание с Машей, потому что он очень привязался к этой девушке. Их знакомство и встречи происходили в зоопарке, поэтому после расставания он не мог больше находиться в этом месте, так как всё напоминало ему о Маше. Докажу справедливость своих слов на примерах из текста.
   Тимофей действительно очень дорожил дружбой с Машей, потому что рядом с ней он чувствовал себя не хулиганом и мелким воришкой, а человеком, которому можно доверить важное дело. Маша заставляла Тимофея гордиться собой, ощущать себя полезным и нужным (предложения 8, 10).
   Но мир рухнул для Тимофея в тот момент, когда Маша уехала (предложения 35-36). Отъезд девушки для него стал настоящим горем (предложение 26). Тоска и одиночество охватили мальчика (предложения 34,37).
   Эта печальная история рассказывает о большой трагедии маленького человека, который потерял единственного настоящего друга. (132 слова)
3.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: "- Собаки не ошибаются, не ошибаются... - бурчал себе под нос инженер Молчанов"( вариант 34).

Сочинение

       Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: инженер Молчанов считает, что собаки обладают способностью чувствовать человека: хороший он или плохой, можно ему доверять или нет. Докажу своё суждение примерами из текста.
   Во-первых, Молчанов очень удивился тому, как его собака Янка встретила незнакомого человека. Такое поведение, по словам инженера, было несвойственно для Янки (предложения 23-25).
  Во-вторых, узнав цель визита непрошеного гостя, Молчанов понял, почему Янка так себя повела: Валерка оказался добрым и неравнодушным человеком, который готов взвалить на свои плечи чужие заботы (предложения 37, 44).
    Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях  Валерки.  (96 слов)
4

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: "Славный малый! - думал про него Гвоздев.  - Экая силища в этом человеке!"( вариант 16).
                                                                               Сочинение
    Слова Гвоздева сказаны в адрес легендарного лётчика Алексея Мересьева, который по трагическому стечению обстоятельств потерял обе ноги. Мересьев обладал огромной силой воли и духа, чем и вызвал восхищение окружающих. Так в чём же заключается сила этого необыкновенного человека? Обратимся к тексту Б.Полевого.
   Во-первых, лишившись ног, Алексей не только не пал духом, но и поставил себе цель снова стать полноценным лётчиком (предложение 1). В этом проявилась сила духа Мересьева.
   Во-вторых, чтобы добиться своей цели, Алексей, превозмогая невыносимую физическую боль, упорно занимался гимнастикой ног (предложения 4 - 7) и учился ходить на протезах (предложение 19). Здесь лётчик продемонстрировал свою силу воли.
    Таким образом, героический пример Алексея Мересьева убеждает нас в том, что только сильный человек способен осуществить свою мечту. (112 слов)
15-3   
 Как Вы понимаете значение слова ……?
   Сформулируйте и прокомментируйте определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ……», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из    Вашего жизненного опыта.
   Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
   Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Нравственные темыhttp://zelena685.blogspot.ru/2014/09/151.html
 
1.

ОГЭ Сочинение по тексту из сборника И.П.Цыбулько на тему "Что такое дружба" (задание 15.3, вариант 1, стр. 9)

ШАГ 1. Формулируем  ТЕЗИС. Даём определение слову ДРУЖБА.

          Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (34 слов)
Обратите внимание:
1.       дать определение понятию вам поможет текст сжатого изложения, т.к. его тема перекликается с темой сочинения (см. 2 абзац текста к вариантам 1-4, стр. 220); http://vk.com/doc7599657_333088845?hash=04dfaf9319ada95a18&dl=dfa7f6587e424bc827
2. прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста для изложения (стр. 220)  и сопоставьте его с содержанием текста Ю.Олеши, это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия между определением слова дружба и примерами-аргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта; в тексте для изложения названо несколько отличительных признаков дружбы, но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот, который можно проиллюстрировать примером из текста Ю.Олеши;
3. объясняя смысл слова дружба, избегайте такой формулировки: Дружба - это когда ... ;
    выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ:
    а) назвать понятие (дружба),
    б) назвать более широкое понятие (например, отношения),
    в) указать отличительный признак (например, основанные на ...);
4. предлагаю другие варианты определения слова дружба:                                             
  а) Дружба - это одна из основных добродетелей, выражающаяся во взаимном      понимании, искренности .
   б) Дружба - это разновидность отношений между людьми, которые характеризуются ...
   в) Дружба - это форма общения людей, основанная на ...
   г) Дружба - это одно из лучших нравственных чувств человека, выражающее ...
 5. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).
ШАГ 2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.
 Аргумент 1
          Обратимся к тексту Ю.Олеши. В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов - Пушкина и Кухельбеккера. Вильгельм - настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения (предложения 49 - 56).   (40 слов)
ШАГ 3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта. 
Аргумент 2
          У меня тоже есть подруга. Её зовут Кристина. Она надёжная, понимающая, отзывчивая. Вот уже шесть лет Кристина успешно занимается спортивной гимнастикой. Я всегда искренне радуюсь её победам и достижениям. Совсем недавно Кристина заняла первое место в областных соревнованиях. Я знаю, каким трудом она добилась этой победы. Я очень горжусь своей подругой и дорожу нашей дружбой!   (55 слов)
ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД
Таким образом, одно из основных условий дружбы - отсутствие зависти и конкуренции. (16 слов)
                                                           Всего в сочинении 145 слов (норма - не менее 70 слов).
Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3 абзацаВ данной работе получилось 4 абзаца:
1. Объяснение смысла предложений из текста.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.
2.
Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое красота?", взяв в качестве тезиса данное Вами определение (вариант26).                                              
                                                                               Сочинение
  По моему мнению, красота - это то, что радует глаз. Красотой могут восхищать самые обыденные вещи, которые нас окружают и с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Нужно только уметь замечать такую красоту. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.
    Так, в тексте В.Катаева опытный писатель И.Бунин учил начинающего поэта видеть в окружающих его предметах и явлениях поэзию, то есть красоту, незаметную с первого взгляда. А для этого необходимо, как считал И.Бунин, прислушиваться к собственным чувствам и наблюдать (предложения 19-23).
   Вспоминается похожая история из прочитанной мной книги В.Солоухина "Владимирские просёлки" про паренька Захарку, у которого была страсть к живописи. Старый художник научил мальчика самому главному - видеть ту красоту, мимо которой тот пробегал тысячи раз. Так, благодаря своему наставнику, у парня открылись глаза: научился он подмечать прекрасное в природе.
  Таким образом, постичь красоту может только тот, у кого чуткая душа и внимательный взгляд.  (128 слова)

3

Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое сострадание", взяв в качестве тезиса данное Вами определение( вариант20).
                                                                                 Сочинение
         Сострадание - это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Для доказательства своих слов приведу конкретные примеры.
  В тексте А.Лиханова девушка, которая пришла работать в школу-интернат, проявила сострадание к брошенным детям. Она почувствовала их боль, одиночество, обиду и поняла, что эти "печальные маленькие люди" нуждаются в любви и заботе близких. Сострадание подтолкнуло девушку совершить доброе дело - помочь этим детям обрести семью.
   Ярким примером проявления сострадания является и татарская девочка Дина, героиня рассказа Л.Толстого "Кавказский пленник". Проникшись сочувствием к русскому офицеру и не побоявшись гнева своего отца, Дина украдкой бегает к яме, где сидит Жилин, носит ему молоко, лепёшки и наконец устраивает побег.
   Таким образом, сострадание – это готовность без раздумий оказать помощь ближнему. (112 слов)
Другие варианты определения слова "СОСТРАДАНИЕ"
Сострадание – это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему.
Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.Сострадание- это умение при любых условиях действовать так, чтобы не причинять вреда окружающим людям.
Преимущества сострадания
Сострадание даёт возможности к проявлению лучших человеческих качеств.
Сострадание даёт любовь к людям.Сострадание указывает дорогу к общему благу через благо каждого человека.Сострадание даёт радость от сознания собственных возможностей в помощи окружающим людям.
Проявления сострадания в повседневной жизни
Волонтерство и благотворительность. Люди, по зову сердца помогающие слабым, немощным, старикам, детям-сиротам, животным, проявляют сострадание к ним.
Межличностные отношения. Человек, которому свойственны умение сочувствовать неприятностям близких и готовность помочь в беде любому из окружающих людей, проявляет сострадание.
Военные действия. Умение видеть в солдатах неприятеля не только врагов, но и людей – это проявление сострадания.
Как развить в себе сострадание
Чтение духовной литературы. Чем более духовно богат человек, тем легче он проявляет сострадание к окружающим.
Благотворительность. Участвуя в благотворительных акциях, человек воспитывает в себе умение сострадать неблагополучию.
Интерес и внимательность к людям. Будучи внимательным, проявляя искренний интерес к окружающим людям, человек воспитывает в себе умение сострадать им.
Самосовершенствование. Воспитать в себе сострадание – это значит сознательно отказаться от равнодушия и всех проявлений эгоистичности.

Крылатые выражения о сострадании
Чаще всего сострадание - это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это - предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас.                                               Ларошфуко

Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.             Алигьери Данте 

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.                Ф. М.Достоевский

Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека.                                                           Сэмюэл Смайлс

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.                                      Лев Николаевич Толстой
4

ОГЭ Сочинение-рассуждение по тексту из сборника И.П.Цыбулько на тему "Природа - это ...(вариант 36)
Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Природа - это ...", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 
Сочинение
          Природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. Особое место в нём отведено животным, которые не только умиляют нас, но и порой поражают своими благородством, способностью любить и жертвовать собой. Чтобы подтвердить свои слова, приведу конкретные примеры.
   В тексте М. Лоскутова рассказывается о странной собаке с нелепой кличкой Борожай. Странности этого сторожевого пса заключались в том, что он был труслив и сентиментален, играл с цыплятами и даже нянчился с котятами. А однажды во время пожара ценой собственной жизни Борожай спас телёнка. Этот пёс - хороший пример того, как нужно относиться к тем, кто слабее и беззащитнее тебя.
   Известны также случаи, когда животные бросаются на помощь людям. Например, в 2004 году в Таиланде во время цунами слон спас маленькую девочку, которая в момент стихии находилась на пляже.  Как только по берегу ударила огромная волна, слон подхватил ребёнка своим хоботом, водрузил себе на спину и побежал в сторону ближайшей возвышенности. Животное тщательно прикрывало малышку своим телом от каждого очередного удара волны. Так, благодаря слону, девочка осталась жива.
    Поистине, мир живой природы ещё будет удивлять нас невероятными историями, и нам, людям, можно многому поучиться у братьев наших меньших. (179 слов)

ОГЭ Сочинение по тексту из сборника И.П.Цыбулько (задание 15.2, вариант 1)

Разбор сочинения 15.1

    Главные требования к сочинению такие:
             необходимо своими словами объяснить смысл высказывания и 
             привести 2 примера из прочитанного текста. 
   Толкование высказывания можно разместить как в начале сочинения, так и в конце. 
   Приводя примеры, нужно не только назвать лингвистическое понятие, но и указать его роль в данном предложении.
   Слова "Попробую это доказать" необходимо писать в конце 1 первого абзаца.  
Количество слов.  Для сочинения - 70 - 200. Для изложения - 70 - 90.





Полное собрание для подготовки к ГИА( авторское пособие)














Советы


Критерии оценивания




Консультация по написанию сочинения на лингвистическую тему


Образец  
    Уроки
     Сочинение по тексту 32 (список тем Цыбулько см. ниже)
    Сочинение
      Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.
       В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил все одним духом».     Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
        В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.
      Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (125 слов)
    Урок 1

    Задание
      Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка:    
     «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
      Необходимо привести аргументы из текста. Для этого  возьмите текст, выпишите или подчеркните в нем все фразеологизмы, которые там встретите. Их в тексте довольно много:
    - пришел в себя (2)
    -обрушился всем телом (7)
    -завыла в полный голос(10)
    -браться за дело, закатав рукава (15)(чаще в словарях встречается слово «засучив»)
    -заходя в тупики(16)
    - тяжкий грех (21)
    -валить с больной головы на здоровую (21) и другие.

        Выберите для своего сочинения те фразеологизмы, значение которых можете истолковать. Переписывайте вторую часть сочинения, вставляя выбранный вами фразеологизм:
       В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего « перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее. (Значение фразеологизма вы можете взять во фразеологическом словаре или в Интернете.)
       Переписываете третью часть сочинения, вставляя выбранный вами фразеологизм: 
    В предложении 21 автор использует фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
       Все. Наши аргументы готовы. Соединяем все части сочинения и получаем новую работу:
    Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.
    В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
       В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
       Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (137 слов)
    Урок 2
    Нужно написать сочинение, хотя бы чуть-чуть отличающееся от шаблона (того же сочинение).
    Сочинение
      Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.
    В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто слышу в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
    В предложении 21 автор употребляет фразеологизм «тяжкий грех», который я тоже использую в своей речи. У него также есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
      Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (137 слов)
      Аргументы по шаблону.
             Нужно разнообразить вступление и заключение работы.
             Вступление и вывод по смыслу очень похожи.
             Поменяем их местами, сохранив только те части, которые
             НЕОБХОДИМЫ именно в этом разделе.

    ВСТУПЛЕНИЕ

        Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.
    (Жирным шрифтом выделено во вступлении то, что нельзя убирать из шаблона.)
    Изменили эту часть, воспользовавшись заключением.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы, - повседневные спутники нашей речи.
    (Жирным шрифтом выделено в заключении то, что нельзя убирать из шаблона.)

    Соберем воедино наше НОВОЕ СОЧИНЕНИЕ:

       Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.
    В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
    В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
    Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы,- повседневные спутники нашей речи.
    Урок № 3

     Ваше вступление и заключение не походили на другие?  
     Можете в книгах о фразеологизмах, в Интернете или в других источниках найти яркие, эмоциональные слова об этой единице языка. Там вы встретите сравнения фразеологизмов с россыпями бриллиантов и с яркими изумрудами на фоне речевой ткани. Несомненно, эти фразы помогут вам самостоятельно написать начало и завершение работы.
     2.Этот путь сложнее и проще одновременно. Что от вас хотят услышать разработчики  тестов? То, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
      Попробуем написать свое вступление.

    ВСТУПЛЕНИЕ

      Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучивали специально, они с речью мамы, бабушки, учителя вошли в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.
      Просто и доступно написано вступление. Нужно  это же сделать с заключением. Перечитаем еще раз цитату, отметим, что из нее мы уже использовали в начале работы?   Оказывается, дословно не использовали ничего, кроме выражения «знакомы с детства». Поэтому в заключение мы можем смело взять что-то и из цитаты.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.
      Создаем  НОВОЕ сочинение.
    СОЧИНЕНИЕ
       Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучиваем специально, они с речью мамы, бабушки, учителя входят в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.
       В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
       В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения:  тяжелая  ошибка, тяжелое прегрешение,  тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
       Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.


Демонстрационный вариант.

Задание:



Текст:



В экзаменационных тестах в задании части С в качестве исходного тезиса будут предложены ДРУГИЕ ЦИТАТЫ! 
"Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк" (М.А.Рыбникова)
План сочинения
Цитируем
высказывание М.А.Рыбниковой.

Сочинение
Объясняем смысл высказывания.
1.     Из прочитанного текста приводим пример №1.
2.     Из прочитанного тектса приводим пример №2.

Делаем вывод.

ОГЭ Сочинение-рассуждение по тексту из сборника И.П.Цыбулько на тему "Природа - это ..." (задание 15.3, вариант 36)

Задание 15.3 
Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Природа - это ...", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 



Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Сочинение

          Природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. Особое место в нём отведено животным, которые не только умиляют нас, но и порой поражают своими благородством, способностью любить и жертвовать собой. Чтобы подтвердить свои слова, приведу конкретные примеры.

          В тексте М. Лоскутова рассказывается о странной собаке с нелепой кличкой Борожай. Странности этого сторожевого пса заключались в том, что он был труслив и сентиментален, играл с цыплятами и даже нянчился с котятами. А однажды во время пожара ценой собственной жизни Борожай спас телёнка. Этот пёс - хороший пример того, как нужно относиться к тем, кто слабее и беззащитнее тебя.

          Известны также случаи, когда животные бросаются на помощь людям. Например, в 2004 году в Таиланде во время цунами слон спас маленькую девочку, которая в момент стихии находилась на пляже.  Как только по берегу ударила огромная волна, слон подхватил ребёнка своим хоботом, водрузил себе на спину и побежал в сторону ближайшей возвышенности. Животное тщательно прикрывало малышку своим телом от каждого очередного удара волны. Так, благодаря слону, девочка осталась жива.

          Поистине, мир живой природы ещё будет удивлять нас невероятными историями, и нам, людям, можно многому поучиться у братьев наших меньших. (179 слов)


Текст, по которому написано сочинение, можно прочитать здесь (см. вариант 36): 































  • Вариант сочинения С2 по тексту демоверсии 2013. 

16 образцов сочинения про лексику и грамматику
Критерии оценивания сочинения ГИА 2013
Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Цитатный материал по сборнику И.П.Цыбулько
Статья И.П.Цыбулько с анализом 4-х сочинений в формате ГИА 2013
Комментарии к цитатам Цыбулько И.П. от Беспаловой Т.В.
7 презентаций для подготовки к сочинению на лингвистическую тему
Методика работы над сочинением ГИА 2013 (презентация Нарушевича А.Г.)
Подготовка к сочинению ГИА 2013 (презентация Егораевой Г.Т.)
Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему (презентация Шадриной А.А.)
Сочинение-рассуждение ГИА 2013 (презентация)
Советы по написанию сочинения 2013 от Беспаловой Т.В.
Рекомендации по написанию сочинения от Ивановой С.Ю.
Как писать сочинение 2013? (советы от Крюковой М.А.)
Памятка (как писать сочинение на лингвистическую тему)
Образец сочинения по демоверсии 2013
Роль лексических явлений в языке
Лексические явления. Тропы
Стилистические фигуры
Универсальные лексические категории, лексика активного и пассивного запаса

Роль грамматических явлений в языке
Синтаксические средства художественной выразительности
Функции вопросительного знака
Запятая перед союзом И (материал для сочинения)
Роль эпитетов в художественной речи (материал к сочинению)
Роль диалога в художественном тексте (материал к сочинению)
Зачем нужны кавычки? (материал к сочинению)
Зачем нужна точка с запятой? (материал к сочинению)
Материал по высказыванию И.Г.Милославского о союзах. 

Источник. 
95 образцов сочинения-рассуждения ГИА 2014

C 2 Готовимся к ГИА. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

ГИА-2013. Методика работы над сочинением С2. Презентация Г.Т. Егораевой

ГИА - 2013. С2. Сочинение о роли диалога. Презентация Г.Т. Егораевой

ГИА-2013. С2. Наклонения глагола. Презентация Г.Т. Егораевой

ГИА-2013. С2, Сочинение о выразительных средствах языка. Презентация Г.Т. Егораевой

ГИА-2013. С". Сочинение о роли эпитетов. Презентация Г.Т. Егораевой

ГИА-2013. С2. Сочинение о роли фразеологизмов. Презентация Г.Т. Егораевой

ГИА-2013. С2. Сочинение о языковых единицах текста. Презентация Г.Т. Егораевой

ГИА-2013. С2. Сочинение об особенностях разговорного стиля. Презентация Г.Т. Егораевой

ГИА-2013. С2. Речь устная и письменная. Презентация Г.Т. Егораевой

ГИА-2013. С2. Сочинение о роли местоимений как слов-заместителей. Презентация Г.Т. Егораевой.

ГИА - 2013. С2. Сочинение о роли абзаца. Презентация Г.Т. Егораевой

ГИА-2013. С2. Сочинение о способности слов связываться в словосочетания. Презентация Г.Т. Егораевой

leksika


3 morfologiya


1 grammatika

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий